Благотворительный фонд оказывает помощь, которая не предусмотрена его Уставом
Вопрос:
Благотворительный фонд перечисляет благотворительную помощь на лечение. При этом, что благотворительная помощь на лечение не является направлением деятельности Фонда, в Уставе Фонда не указана, данное направление деятельности так же отсутствует в иных документах фонда (благотворительные программы, бюджет (смета). В таком случае выделение Фондом помощи на лечение вообще не является правомерным, вне зависимости от формы заявления, вида прилагаемых документов и т.п
Ответ:
Деятельность любого российского благотворительного фонда должна одновременно соответствовать:
1) Требованиям Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.1995 N 135-ФЗ (далее – закон № 135-ФЗ);
2) Уставу данного конкретного благотворительного фонда.
В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» (далее – Закон №7-ФЗ), «некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами».
Таким образом, хотя осуществление благотворительной деятельности любыми гражданами и юридическими лицами разрешается без ограничений (ч.1 ст.4 Федерального закона № 135-ФЗ), встает вопрос об источнике финансирования такой деятельности в ситуации, когда конкретное направление деятельности не является уставным для данного конкретного благотворительного фонда. Следует обратить внимание – речь идет не об осуществлении благотворительной деятельности как таковой. Здесь некоммерческая организация не является исключением и вправе осуществлять такую деятельность без ограничений, как и иные юрлица (можно вообще не нести при этом затрат - например, используя труд добровольцев, бесплатно предоставляя какие-либо социальные услуги). В рассматриваемом случае речь идет именно о неправомерном расходовании средств целевого финансирования, предназначенных для выполнения иной благотворительной цели (соответствующей уставу), а не для оказания помощи на лечение (что не предусмотрено уставом).
Более того - средства благотворительного фонда должны быть использованы не просто на уставные цели, но должны быть использованы в соответствии со сметой (бюджетом), наличие которой прямо предусмотрено ч.1 ст.3 Закона № 7-ФЗ. По постановке вопроса, смета Благотворительного фонда не предусматривает расходования средств на оказание помощи на лечение.
Последствия нецелевого использования средств целевого финансирования вытекают из условий применения ч.2 ст. 251 НК РФ («При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению»). Поскольку использование средств целевого финансирования на не-уставную (хотя и благотворительную) деятельность является использованием средств «не по назначению», имеется вероятность включения всей суммы средств, израсходованных на оказание помощи на лечение, в состав налоговой базы по налогу на прибыль (либо единого налога при применении УСН).
В таком случае, исходя из постановки вопроса, оказание помощи на лечение не будет целевым использованием средств без внесения соответствующей поправки в Устав, а после этого - дальнейшего внесения поправок в смету (бюджет) Благотворительного фонда, описание программ Фонда, другие программные документы – в соответствии с принятой в Фонде политикой принятия решений об использовании средств.