Оформление сметы (бюджета, программы) благотворительной деятельности некоммерческой организации


Вопрос:

Некоммерческие организации могут заниматься как благотворительной деятельностью, так и приносящей доход (коммерческой ) деятельностью. Благотворительной деятельностью они занимаются в соответствии с уставом. Должна ли НКО осуществлять свою благотворительную деятельность строго в соответствии с прописанной и утвержденной программой? Может ли она осуществлять разовые благотворительные мероприятия в соответствии с уставом? Если у нее есть такая возможность, то в какой момент ее разовые мероприятия должны быть сформулированы в программу? Могут ли эти траты из благотворительных пожертвований на уставную деятельность быть признанными не целевыми? Есть ли какой-нибудь критерий для оформления программы? Например: Благотворительный фонд создан для поддержки образования, есть сформулированная программа по оплате обучения одаренных школьников. В одной из школ, которую поддерживает фонд (оплачивая обучение в ней школьников) появилась потребность в ремонте крыши. В программе о такой форме поддержки нет упоминаний, хотя по уставу такую деятельность он может осуществлять. Может ли фонд иметь в годовой смете статью «прочая благотворительная деятельность» и рамках этой статьи оказывать ее по мере необходимости без оформления специальной программы?

Ответ:

В вопросе приравнивается понятие «благотворительная деятельность» к понятию «общественно-полезная деятельность». Однако, это разные понятия.
В соответствии с пп.1 п.2 ст.251 Налогового кодекса (НК РФ), не подлежат налогообложению налогом на прибыль (соответственно – и единым налогом при применении упрощенной системы налогообложения) «пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации».
В соответствии со ст.582 Гражданского кодекса (ГК РФ) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Главный вопрос получения пожертвований сводится к тому, на какие цели может передаваться и фактически использоваться пожертвование. Основное условие передачи пожертвования – на общеполезные цели. При этом ни один нормативно-правовой акт РФ не раскрывает исчерпывающего перечня «общеполезных целей». Представляется очевидным, что общеполезными являются уставные цели создания некоммерческих организаций (НКО) образования, культуры, науки, физической культуры, массового спорта и др.
Что касается «благотворительной деятельности», то цели такой деятельности указаны в ч.1 ст.2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Благотворительная деятельность осуществляется в целях:
  • социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействия защите материнства, детства и отцовства;
  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • охраны окружающей среды и защиты животных;
  • охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  • содействия добровольческой деятельности;
  • участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

В некоторых публикациях высказывается точка зрения о том, что перечень общеполезных целей представлен исключительно в вышеуказанном перечислении в ч.1 ст.2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Этот вывод представляется принципиально неверным, поскольку в данном зконе речь идет исключительно о целях благотворительной деятельности, а не о целях общеполезной деятельности. Любая благотворительная деятельность, очевидно, является общеполезной, но не любая общеполезная деятельность указана в данном перечне и, соответственно, не любая общеполезная деятельность является благотворительной.
Таким образом, хотя в вопросе речь идет об «благотворительной деятельности», надо говорить об уставной общеполезной деятельности.
По вопросу о «прописанной и утвержденной программе» следует учитывать требования п.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в соответствии с которым некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. Этот «самостоятельный баланс», «финансовый план», «смета доходов и расходов» является основой финансового планирования деятельности НКО, документом, подтверждающим законность и целесообразность произведённых расходов. Расходы на благотворительную деятельность могут совершаться данной НКО если 1) цель таких расходов совпадает с уставной целью данной НКО; 2) данные расходы указаны в смете.
Соответственно, не имеет значения, проводятся разовые мероприятия, или комплекс мероприятий. Проводить те или иные финансово-хозяйственные операции (осуществлять расходы на любые мероприятия) руководство НКО имеет право только при наличии утвержденного финансового плана (сметы) доходов и расходов, об исполнении которых руководство НКО должно отчитаться перед учредителями и членами.
Вместе с тем, в настоящее время не существует ни одного законодательного или нормативного акта, где устанавливались бы требования или форма финансового плана (сметы) для НКО, не являющейся государственной или муниципальной. В связи с этим, каждая организация решает для себя самостоятельно вопросы формы, содержания и детализации финансового плана. Никаких специальных критериев для оформления «программы» («бюджета», «сметы») нет, за исключением того, что подразумевается, что расходы, как сгруппированные по отдельным программам, так и «прочие расходы» должны быть направлены исключительно на исполнение уставных целей.
Как правило, расходы, возникающие в рамках основной уставной деятельности, учитываются в бухгалтерском учете не по экономическим элементам, а по статьям финансового плана (сметы). Перечень этих статей орган управления НКО определяет самостоятельно и может согласовывать направления использования целевых поступлений только со своими дарителями, жертвователями, членами, участниками.
В отношения названия статьи расходов сметы «прочая благотворительная деятельность» - такая статья возможна, если уставной целью данной НКО является именно благотворительная деятельность, перечисленная в ч.1 ст.2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В противном случае, хотя благотворительная деятельность, очевидно, является общеполезной, возникнет вопрос о соответствии заявленной статьи расходов уставным целям и задачам (где, например, указан совершенно конкретный вид благотворительной деятельности). В приведенном примере – «Благотворительный фонд создан для поддержки образования», предположительно, правомерной является строка «Прочая благотворительная деятельность по поддержке образования». Более полные комменарии невозможно дать без ознакомления с уставом данного фонда.
Имеется еще ряд общих замечаний.
Если средства поступили «на уставные цели», они могут использоваться как на различные мероприятия, проводимые НКО, так и на содержание самой организации. При разработке финансового плана допустимо составлять отдельный административный бюджет (смету административных расходов). При этом законодательство регулирует соотношение средств, направляемых на административные цели и на программные цели, только по отношению к благотворительным организациям. Так, в соответствии с п.3 ст.16 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", «благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ». При аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности благотворительной НКО аудитору следует проверить, соблюдалось ли это требование при составлении финансового плана.
В составе расходов НКО, не занимающейся предпринимательской деятельностью, можно выделить прямые расходы на выполнение некоммерческих программ и косвенные, или административные, расходы. Расходы, возникающие в рамках основной уставной деятельности, учитываются не по экономическим элементам, а по статьям финансового плана (сметы). Перечень этих статей орган управления НКО определяет самостоятельно и может согласовывать направления использования целевых поступлений только со своими дарителями, жертвователями, членами, участниками.
При наличии предпринимательской деятельности финансовый план (смета) должен предусматривать разделение средств на две части, связанные с приоритетным осуществлением соответственно своей деятельности и предпринимательской.
Нецелевыми расходы могут быть признаны в двух случаях:
- у НКО вообще нет сметы, утвержденной в установленном порядке;
- у НКО есть смета, однако имеется превышение суммы расходов по конкретной статье сметы.

Возврат к списку

Наши новости и публикации

Раскрытие информации

- Информация об ООО "РТФ-Аудит"

- Наличие права оказывать аудиторские услуги

- Структура

- Лица, связанные с ООО "РТФ-Аудит"

- Организация и обеспечение соблюдения требований профессиональной этики и независимости

- Контроль (надзор) за деятельностью (качеством работы)

- Аудиторы, работающие по трудовому договору

- Аудируемые лица и выручка от оказанных услуг

 
Компания

123557, Россия, г. Москва, Электрический пер., д. 3/10, стр. 1, помещ. 1/1

Тел./ факс : +7 (499) 753-57-40,

E-mail: info@rtf-group.ru

Время работы: с 10 по 18.00

Заказ обратного звонка

ВКонтакте ВКонтакте

Все новости Вся информация