Пожертвование на предоставление некоммерческой организацией третьему лицу прав на авторскую методику


Вопрос:

Автономная некоммерческая организация (АНО) разработала методику по реабилитации больных, имеет лицензионное свидетельство и заключает лицензионный договор. Есть доноры, желающие сделать пожертвование на предоставление такой лицензии третьему лицу. Будет ли такая передача лицензии являться благотворительной деятельностью? В рамках передачи лицензии лицензиат получает методику реабилитации, оборудование для реабилитации, обучение инструкторов и право использовать эту методику. Может ли АНО из полученных средств за лицензию от Донора (третьей стороны) выплачивать заработную плату своим сотрудникам, платить аренду офиса и т.д.? Подлежат ли налогообложению средства, поступившие в качестве пожертвования на оплату лицензии, как коммерческая деятельность?

Ответ:

«Пожертвовать на оплату лицензии» невозможно. В соответствии с пп.1 п.2 ст.251 Налогового кодекса (НК РФ), не подлежат налогообложению налогом на прибыль (соответственно – и единым налогом при применении упрощенной системы налогообложения) «пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации». В соответствии со ст.582 Гражданского кодекса (ГК РФ) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Соответственно, на пожертвование распространяются все требования, регламентирующие дарение. В соответствии с ч.2 ст.572 ГК РФ «При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 ст.170 ГК РФ». Согласно ст.170 ГК РФ «притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила».
То есть, «пожертвование», обусловленное требованием встречной передачи методики реабилитации, оборудования, услуг по обучению, права использования – будет возмездным договором со всеми вытекающими последствиями по налогообложению.
Примеры судебных решений:
  • Договор дарения квалифицирован как ничтожный: средства, перечисленные администрацией области на социальные программы, в дальнейшем фактически расходовались на нужды самой администрации: получатель средств закупал для администрации товарно-материальные ценности или оплачивал услуги. Суд сделал вывод, что передача указанных средств не может быть отнесена к пожертвованиям, так как не подтвержден безвозмездный характер передачи средств. Полученные от Администрации средства в дальнейшем направлялись на оплату ее же нужд. (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 5 июня 2008 г. N А60-3286/2008-С6)
  • Судами в ходе исследования установленных инспекцией в ходе проверки обстоятельств установлено, что автовладельцы передавали организации денежные средства не безвозмездно на уставные цели организации, а в качестве оплаты услуг автостоянки, а организация оформляла эти платежи как членские взносы, что подтверждается ведомостями уплаты членских взносов за период 2005-2007 г. При изложенных обстоятельствах, налоговый орган правомерно начислил заявителю ЕНВД за проверяемый период, начислил пени и налоговые санкции, приходящиеся на указанные суммы налогов, а также привлек организацию к налоговой ответственности за непредставление налоговых деклараций по ЕНВД. (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 мая 2010 г. N КА-А41/4484-10 по делу N А41-17524/09. Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 августа 2010 г. N ВАС-10773/10 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ отказано).

Таким образом, полученные средства однозначно квалифицируются как доходы от предпринимательской деятельности. При этом НКО не преследуют извлечение прибыли в качестве основной своей цели. Предпринимательской деятельностью такие организации имеют право заниматься лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей таких организаций.
Согласно новой редакции п.4 ст.50 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) «некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям». В свою очередь, пока не приведенная с соответствии с ГК РФ норма п.2 ст.24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", «некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика».
В указанном примере получение дохода от продажи лицензий на методику по реабилитации больных, предположительно, соответствует уставной цели АНО. Однако, для точного ответа на данный вопрос необходимо изучить устав АНО.
В любом случае, при наличии предпринимательской и непредпринимательской (уставной) деятельности должен быть налажен раздельный учет доходов и расходов. Под раздельным учетом доходов и расходов понимается раздельный учет формирования источников финансирования текущей деятельности и формирование доходов от предпринимательской деятельности НКО и расходов, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Расходы, указанные в вопросе – заработная плата сотрудникам, аренда офиса – будут отнесены на расходы по предпринимательской деятельности только в случае, если будут доказано, что они понесены для этой цели. Если невозможно установить, для какой конкретно цели понесены эти расходы (то есть, расходы косвенные), то ситуация в настоящее время неоднозначна.
На протяжении целого ряда лет налоговые органы сообщали, что в НКО, созданных ради выполнения общеполезных целей, административные расходы и расходы, связанные с управлением уставных целей и задач ни в какой мере не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Иными словами, считалось, что если НКО занимается и основной уставной деятельностью, и деятельностью, приносящей доход, то расходы ена управление делить между этими двумя видами деятельности нельзя. Во всех случаях такие расходы как расходы на оплату труда администрации, страховые взносы по этой зарплате, расходы по аренде помещения, занятого аппаратом управления, другие подобные расходы следует относить за счет целевых поступлений, а при их недостаточности – за счет чистой прибыли.
Приблизительно начиная с 2010 года Минфин России придерживался аналогичной позиции: «для некоммерческих организаций положения гл.25 НК РФ не предусматривают пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью» (письмо Минфина от 02 августа 2013г. № 03-03-06/4/31096, от 18 апреля 2013г. № 03-03-06/4/13345 и др.)
Однако в 2015 году в позиции Минфина произошли существенные изменения. В письме от 23.01.2015г. № 03-03-06/4/2051 Минфин РФ со ссылкой на пп.14 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 2 ст. 251 НК РФ, указал следующее:
«…некоммерческая организация вправе учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли организаций затраты, соответствующие критериям, установленным статьей 252 НК РФ. При этом расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.
В том случае, если налогоплательщик, применяющий в налоговом учете метод начисления, осуществляет какие-либо расходы, относящиеся к нескольким видам деятельности, по которым ведется обособленный учет, их распределение осуществляется с учетом положений статьи 272 НК РФ.
Пунктом 1 данной статьи НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
Таким образом, если некоммерческая организация, применяющая в налоговом учете метод начисления, производит какие-либо общехозяйственные расходы, связанные как с деятельностью, осуществляемой в рамках целевого финансирования и (или) целевых поступлений, так и с предпринимательской деятельностью, и при этом невозможно однозначно установить, что такие расходы не осуществляются в рамках ведения деятельности исключительно за счет средств целевого финансирования и (или) целевых поступлений, такие расходы не могут быть в полном объеме учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определяемой в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности некоммерческой организации.
При этом отнесение подобных расходов в полном объеме к расходам, произведенным за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, при наличии обособленного учета, по нашему мнению, допускало бы различное применение норм законодательства о налогах и сборах к коммерческим и некоммерческим организациям и в силу этого противоречит принципу равенства налогообложения. Между тем, как указывается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11.2005 N 412-О, поскольку налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации независимо от их статуса как коммерческих или некоммерческих, некоммерческие организации для целей исчисления налога на прибыль организаций вправе уменьшать полученные доходы на сумму произведенных расходов на общих основаниях, учитывая в том числе установленные условия признания произведенных затрат расходами и порядок составления расчета налоговой базы.
Таким образом, распределение таких расходов некоммерческих организаций между разными видами деятельности (включая виды деятельности, осуществляемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, и виды деятельности, осуществляемые за счет доходов от предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации), по мнению Департамента, осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ».
Впоследствии та же позиция была повторена в ряде писем, одно из которых ( от 16 марта 2015г. № 03-03-10/13805) было разослано Федеральной налоговой службой «для сведения и использования в работе» (письмо ФНС РФ от 09 июля 2015г. № ЕД-4-3/11983 «О направлении разъяснений по учету расходов НКО»). В настоящее время нет практики использования данного разъяснения. В частности, непонятно, что делать, если НКО не ведет учет «методом начисления», или же за какой период необходимо определять пропорцию – за месяц, за квартал, за год?
Тем НКО, которые не готовы спорить с налоговым органом в части правомерности распределения косвенных затрат (при наличии предпринимательской деятельности), можно предложить воспользоваться такими процедурами, которые вообще позволяют избежать вопроса о распределении косвенных расходов, поскольку расходы становятся прямыми. Для этого следует, как минимум:
  • Сформировать в структуре организации два подразделения с условными названиями «отдел по осуществлению предпринимательской деятельности» и «отдел для осуществления уставной непредпринимательской деятельности»;
  • Приказом определить перечень работников, которые будут заняты в «отделе по осуществлению предпринимательской деятельности» - постоянно или часть рабочего дня;
  • Если какие-либо работники заняты в «отделе по осуществлению предпринимательской деятельности» только часть рабочего дня, то должен быть налажен учет их рабочего времени в разрезе того, каким именно видом деятельности они занимались – например, путем ведения детализированных табелей учета рабочего времени;
  • Установить таким работникам наименования должностей и должностные обязанности (в штатном расписании, трудовом договоре, должностной инструкции), которые соответствуют направлению деятельности, приносящей доход;
  • Каждый объект основных средств или товарно-материальных ценностей следует распределять по указанным отделам.

Возврат к списку

Наши новости и публикации

Раскрытие информации

- Информация об ООО "РТФ-Аудит"

- Наличие права оказывать аудиторские услуги

- Структура

- Лица, связанные с ООО "РТФ-Аудит"

- Организация и обеспечение соблюдения требований профессиональной этики и независимости

- Контроль (надзор) за деятельностью (качеством работы)

- Аудиторы, работающие по трудовому договору

- Аудируемые лица и выручка от оказанных услуг

 
Компания

123557, Россия, г. Москва, Электрический пер., д. 3/10, стр. 1, помещ. 1/1

Тел./ факс : +7 (499) 753-57-40,

E-mail: info@rtf-group.ru

Время работы: с 10 по 18.00

Заказ обратного звонка

ВКонтакте ВКонтакте

Все новости Вся информация