Код ОКВЭД для благотворительного фонда


Вопрос:

У большинства благотворительных фондов стоит код 65.23 (Финансовое посредничество, не включенное в другие группировки),  у некоторых НКО могут быть в качестве основного вида деятельности указаны коды:
74.84 (предоставление прочих услуг);
74.8- предоставление различных видов услуг;
85.32 – Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;
Пожертвования, полученные с назначением платежа на уставную деятельность могут быть восприняты как внереализационные доходы с обложением налогами, так как код ОКВЭД 65.23 не подразумевает под собой благотворительную деятельность.
Каковы налоговые и прочие риски при неправильном указании ОКВЭД?
Какой правильный ОКВЭД должен быть у благотворительных фондов?

Ответ:

До 01.01.2015 действовал классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг - ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Данный классификатор был введен в действие 01.01.2003 Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст и охватывает широкий спектр задач. Хозяйствующие субъекты используют ОК 029-2001 для решения вопросов, связанных:
- с классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых при регистрации;
- с определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности.

Налоговые органы неоднократно проводили разъяснительные мероприятия среди хозяйствующих субъектов, зарегистрированных после 01.01.2004, о дополнении сведений информацией о кодах по ОКВЭД (см. письма ФНС РФ от 07.11.2006 N ЧД-6-25/1075@, от 05.10.2006 N ШТ-6-09/986@, от 26.09.2005 N ВЕ-6-09/795@). Впоследствии Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ были внесены изменения в п. 5 ст. 5 Закона о регистрации, согласно которым начиная с 01.01.2011 хозяйствующие субъекты, в том числе юридические лица, в течение трех рабочих дней с момента изменения кодов по ОКВЭД обязаны сообщить о данном факте в регистрирующий орган. Напомним, до этого информация о кодах по ОКВЭД была в числе исключений (сведений, об изменении которых не приходилось уведомлять налоговый орган).

В связи с закреплением данной обязанности в законодательном порядке организации, своевременно не сообщившие об изменении кодов по ОКВЭД в регистрирующий орган, в настоящее время несут административную ответственность, предусмотренную п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ. Ответственность в форме предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 руб. установлена за непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о хозяйствующем субъекте в орган, осуществляющий государственную регистрацию.

Полагаю, что, фактически, это единственное негативное последствие осуществления деятельности, код по ОКВЭД которой не был сообщен в налоговую инспекцию. Законодательный запрет на осуществление деятельности, не охваченной заявленными кодами по ОКВЭД, отсутствует: присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права осуществлять иные виды деятельности (см., например, постановления ФАС ПО от 29.09.2010 N А55-30696/2009, от 11.11.2008 N А55-1836/08).

Основным для понимания рисков является принятие во внимание нормы гражданского законодательства, установленной в п. 1 ст. 49 ГК РФ :

Статья 49. Правоспособность юридического лица
1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Кроме того, Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, статья 50 ГК дополнена пунктом 6, вступившем в силу с 1 сентября 2014 года:

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Таким образом, гражданское законодательство однозначно ограничивает правоспособность юридических лиц в целом и некоммерческих организаций в частности только и исключительно целями деятельности, предусмотренными в законе и учредительных документах.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ
"О некоммерческих организациях":
«1. Учредительными документами некоммерческих организаций являются:
устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения;
устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения;
учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза».

Свидетельство о присвоении кодов ОКВЭД не относится к учредительным документам некоммерческой организации, и, в силу этого, не может повлиять на определение соответствия использования средств целевого финансирования уставным целям. В силу этого налоговые риски в рассматриваемом случае представляются минимальными.

К возможным негативным последствиям неправильного определения ОКВЭД можно отнести:

1) отказ в государственной регистрации юридического лица по причине неправильного заполнения заявления. Имеют место многочисленные арбитражные дела, связанные с оспариванием решений об отказе в государственной регистрации юридических лиц по причине использования устаревшего классификатора ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.. Ввиду того, что законодательного запрета на возможность использования кодов видов экономической деятельности, указанных в ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), при заполнении заявления о государственной регистрации юридического лица не установлено, суды признавали решения инспекций об отказе в государственной регистрации незаконными (постановления ФАС СЗО от 06.09.2010 N А56-14732/2010, ФАС МО от 16.08.2010 N КГ-А40/8894-10, ФАС ЗСО от 08.07.2010 N А27-25682/2009, ФАС ВСО от 21.04.2010 N А33-16155/2009, от 03.09.2009 N А19-3023/09, ФАС УО от 24.11.2009 N Ф09-9245/09-С4). В связи с тем, что отказ в государственной регистрации был осуществлен неправомерно, регистрирующий орган возмещал заявителю убытки в виде затрат по уплате государственной пошлины и услуг нотариуса на основании п. 2 ст. 24 Закона о регистрации (постановления ФАС ПО от 16.03.2009 N А12-17199/2008, ФАС СЗО от 13.01.2010 N А05-9328/2009).

2) Неверный расчет взносов в Фонд социального страхования вследствие неправильного определения кодов ОКВЭД. В данном случае код ОКВЭД необходим в целях исполнения обязательств по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страхование от НС и ПЗ). Организация не вправе произвольно определять свой вид экономической деятельности для рассматриваемых целей. В силу п.3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2006 г. N 55), для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации документы установленной формы, содержащие код (коды) ОКВЭД. В случае, рассмотренном в Постановлении ФАС СКО от 27.05.2010 N А32-38227/2009-5/817, страхователь неправильно классифицировал свою деятельность по коду ОКВЭД и применил неверные тариф и класс профессионального риска при расчете взносов на страхование от НС и ПЗ. В результате этих действий образовалась недоимка страховых взносов, подлежащих уплате. Поскольку деятельность, фактически осуществляемая обществом, не соответствовала коду по ОКВЭД, судебный орган принял сторону представителей ФСС.

По вопросу о взаимосвязи определения целевого использования средств или квалификации их как пожертвование с указанием кода ОКВЭД арбитражной практики найти не удалось.

В отношении того, какой код ОКВЭД следует указывать некоммерческим организациям, следует отметить следующее. В настоящее время принят и введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Основанием для его разработки являлся План мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 10 августа 2013 г. N 4760п-П10, и постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области".

ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) был принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст с датой введения в действие 1 февраля 2014 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., с установлением переходного периода до 1 января 2015 г. и последующей отменой Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).

В отличие от предыдущих классификаторов, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) предусматривает, в том числе, следующие группировки:

94
Деятельность общественных организаций
Эта группировка включает:
- деятельность организаций, интересы членов которых сосредоточены на обеспечении развития и процветания этих организаций
Эти организации обычно строятся на выборной основе своих членов, но их деятельность может вовлекать и приносить пользу лицам, не являющимся членами этих организаций.
Первичные подразделения этой организации разбиваются на группировки по категориям на основе решаемых ими задач, а именно, служат ли они интересам предпринимателей, наемных сотрудников и научного сообщества, см. 94.1, интересам служащих, см. 94.2 или продвигают религиозные, политические, культурные, образовательные или развлекательные идеи и деятельность, см. 94.9

94.9
Деятельность прочих общественных организаций
Эта группировка включает:
- деятельность организаций (кроме организаций бизнесменов и предпринимателей, профессиональных организаций, профсоюзов), которые представляют интересы своих членов

94.91
Деятельность религиозных организаций
Эта группировка включает:
- деятельность религиозных организаций;
- деятельность мужских и женских монастырей
Эта группировка не включает:
- образование, предоставляемое религиозными организациями, см. 85;
- оздоровительную деятельность религиозных организаций, см. 86;
- деятельность религиозных организаций в сфере решения социальных проблем, см. 87, 88

94.92
Деятельность политических организаций
Эта группировка включает:
- деятельность политических организаций и взаимодействующих с ними организаций, например политических объединений молодежи
Эти организации в основном участвуют в формировании мнений и условий для принятия решений органами общественного управления путем продвижения членов своих групп или сочувствующих в политический аппарат организаций, в вовлечение их в распространение информации, связи с общественностью, сбору средств и т.д.

94.99
Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки
Эта группировка включает:
- деятельность организаций, не связанных непосредственно с политическими партиями, оказывающих влияние на общественное мнение путем просвещений, политического влияния, сбора средств и т.д.;
- деятельность по формированию гражданских инициатив или движений протеста;
- деятельность экологических и природоохранных движений;
- деятельность организаций общественной поддержки и просвещения;
- деятельность организаций по защите и улучшению положения социальных групп населения, например этнических групп и меньшинств;
- деятельность патриотических ассоциаций, включая ассоциации ветеранов войны;
- деятельность ассоциации потребителей;
- деятельность ассоциации автомобилистов;
- деятельность ассоциации общественных связей, включая клубы знакомств и т.д.;
- деятельность молодежных организаций, студенческих ассоциаций, молодежных клубов и товарищества по интересам и т.д.;
- деятельность организаций культурной и развлекательной направленности (кроме спортивных организаций), например клубы любителей поэзии, литературы и клубы книголюбов, исторические клубы, клубы озеленителей, клубы фотолюбителей и кинолюбителей, музыкальные и художественные клубы, клубы ремесленников и коллекционеров, карнавальные клубы и т.д.
Эта группировка также включает:
- раздачу подарков членскими организациями или другими организациями

Кроме того, может быть использован следующий код:

88.99
Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки
Эта группировка включает:
- предоставление услуг социального характера, консультаций, материальной помощи
Эти услуги могут предоставляться государственными службами или частными организациями, оказывающими помощь при стихийных бедствиях, а также национальными и местными организациями взаимопомощи, специалистами по: предоставлению социальной помощи детям и подросткам и руководства их воспитанием; усыновлению (удочерению), деятельность по предотвращению жестокого обращения с детьми и другими лицами; консультированию по домашнему бюджету, по вопросам брака и семьи, кредитам и займам; предоставлению социальных услуг на муниципальном уровне; оказанию помощи жертвам стихийных бедствий, беженцам, мигрантам и т.п., в том числе предоставление им места для временного проживания или жилья на длительный срок; профессиональной реабилитации для безработных при условии, что объем образовательных услуг ограничен; определению права на получение социальной помощи, доплаты за аренду жилья (жилищных субсидий) или продовольственных талонов; подготовке к определенному виду деятельности лиц с физическими или умственными недостатками, с ограниченным обучением; сбору средств или иной благотворительной деятельности по оказанию помощи, связанной с предоставлением социальных услуг
Эта группировка не включает:
- финансирование и управление обязательными программами социального обеспечения, см. 84.30;
- предоставление услуг социального характера, подобных описанным в этой группировке, с обеспечением проживания, см. 87.90

Возврат к списку

Наши новости и публикации

Раскрытие информации

- Информация об ООО "РТФ-Аудит"

- Наличие права оказывать аудиторские услуги

- Структура

- Лица, связанные с ООО "РТФ-Аудит"

- Организация и обеспечение соблюдения требований профессиональной этики и независимости

- Контроль (надзор) за деятельностью (качеством работы)

- Аудиторы, работающие по трудовому договору

- Аудируемые лица и выручка от оказанных услуг

 
Компания

123557, Россия, г. Москва, Электрический пер., д. 3/10, стр. 1, помещ. 1/1

Тел./ факс : +7 (499) 753-57-40,

E-mail: info@rtf-group.ru

Время работы: с 10 по 18.00

Заказ обратного звонка

ВКонтакте ВКонтакте

Все новости Вся информация